Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная деятельность школьников

Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, семиотика предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного семиотического пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт, организацию семиотического пространства. Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель и т.д. Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и потому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности, поэтому незаменим. Проект (проектирование) – это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета или может быть отдельным предметом. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов. Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект « не вписывается» в уроки. Это альтернатива классно – урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив. Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет соединить несоединимое: ценностно - смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации. Происходит формирование и развитие целостной мировоззренческой картины обучающегося через использование традиционных методов проектной деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования, исследования, сотрудничества. Школа будущего – школа проектов. Выпускник должен уметь выполнять проектную деятельность, т.к. будущий студент  должен быть способен  к проектной деятельности в профессиональной сфере, знать принципы системного анализа, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ. При изучение объекта при помощи моделирования в качестве инструмента познания выступает модель. В переводе с латинского модель (modulus) - мера, образец, норма. Обзор наиболее распространенных определений термина «модель», встречающихся в философской и психолого-педагогической литературе, показал, что под моделью исследователи подразумевают разные понятия: образец, схему, аналог, изображение, описание, систему, элементов, логико-математические знаковые формулы. Нередко модель отождествляется с проектом, прогнозом, теорией, концепцией, образом явления или процесса. Общий момент, объединяющий все эти понятия,- использование их в качестве различных форм выражения одного и того же явления, которое можно охарактеризовать как:

- объект, созданный человеком или подобранный им среди реально существующих  объектов;

- объект, схожий в определенном аспекте, но не тождественный  изучаемому  оригиналу;

- объект, дающий новые знания об оригинале.

     Т.е.  моделирование -  это:       

- построение модели реально существующих объектов (предмета, явления, процессов);

- замена реального объекта его подходящей копией;

- исследование объектов познания на их моделях.

Моделирование является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности, один из основных способов познания.

Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Этапы проектирования:

 Самоопределение

Моделирование

Программирование

1. Формирование коллективного мнения субъектов относительно друг друга и относительно семиотического подхода к образованию как объекту проектирования.

1.Построение идеальной модели как образа «желаемого будущего».

1.Создание программы-максимум.

2.Организация совместной деятельности учащихся, учителей, ученых-практиков как проектировщиков-организаторов процесса проектирования.

2. Анализ реально существующей практики.

2.Программа-минимум: экспертный анализ, поиск средств реализации, их систематизация.

3. Непосредственное начало проектирования.

3. Определение содержания деятельности с целью переведения идеального в реальное.

3.Окончательное оформление проекта.

 

      Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах:

1.     Определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп.

2.     Планирование (анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идеи, планы).

3.     Принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта).

4.     Выполнение (работа по выполнению проекта).

5.     Проверка и оценка результатов (анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач).

6.     Защита проекта (коллективный анализ деятельности).

Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов:

1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.

2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.

3.Учитель доверяет ученикам, считает из равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.

4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.

5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролёра на позицию помощника и наставника.

6.Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал неправильно!», а «Почему ты это сделал так?»).

7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Советы учителю, работающему по методу проектов:

1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.

2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения.

3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности (изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.)

4. Не ошеломляйте учащихся своим проектом.  Лучше меньше, да лучше.

5. Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.

6. Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.

7. Прокомментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.

Главные условия организации работы над проектом:

1. Профессионализм учителя, знание проектной методики, осознание широких возможностей учащихся в процессе проектной деятельности.

2. Обучение учащихся технологии проектной деятельности, умению чётко выполнять спланированную работу.

3. Стремление учащихся работать над проектом.

4. Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты.

5. Доступность информации о ходе проекта.

6. Доступная ученикам библиотека, медиатека.

7. Рабочие уголки групп проекта.

8. Наличие материалов справочной литературы для самопроверки.

9. Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

     Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.      Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: fizruk (12.03.2015)
Просмотров: 1127 | Теги: моделирование, проектирование, проектная деятельность, мотивация, индивидуальность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar