Главная » Файлы » Мои файлы

Школьный турнир NERF как средство повышения мотивации к занятиям по физической культуре во внеурочной деятельности учащихся начальных классо
[ Скачать с сервера (36.0 Kb) · Скачать удаленно () ] 07.02.2018, 22:11

Проблема. Наступление школьного возраста является переломным моментом в жизни ребёнка. Он определяется моментом поступления в школу. У школьника начинается новая, по-своему содержанию и функции деятельность – деятельность учения. Переход к новому положению, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой. Наряду с вопросами формирования у учащихся мотивации к учению, также необходимо решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни. Приобретение данных знаний способствует изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая стать сильными, хорошо физически развитыми.
Объект исследования – мотивация к занятиям физической культурой среди учащихся начальных классов.
Предмет исследования – возможности школьного турнира NERF во внеурочной деятельности как средства повышения мотивации учащихся начальных классов к занятиям физической культурой.
Цель исследования – поиск возможностей повышения мотивации учащихся начальных классов к занятиям физической культурой через внеурочную деятельность.
Задачи исследования
- проанализировать причины снижения мотивации учащихся начальных классов к занятиям физической культурой (изучение источников и проведение анкетирования среди учащихся 1-4 классов МБОУ «Лицей №23»);
- изучить возможности школьного турнира NERF на внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения мотивации учащихся;
- обосновать преимущества школьного турнира NERF как формы внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся начальных классов к занятиям физической культурой;
- систематизировать существующий опыт по подготовке и проведению школьного турнира NERF и предложить план реализации мероприятия.
Гипотеза исследования. Предполагается, что организация и проведение школьного турнира NERF как итогового годового мероприятия в рамках внеурочной деятельности повысит мотивацию учащихся начальных классов к занятиям физической культурой.
Методы исследования – изучение и анализ литературных источников, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры, а также студентами педагогических училищ и вузов.

ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В настоящее время система физического воспитания школьников ориентирована в основном на выполнение нормативов физической подготовленности, она не всегда учитывает интересы и потребности учащихся. В результате значительная часть учащихся имеет негативное либо безразличное отношение к физической культуре. Ситуация не меняется несмотря на то, что ежегодно специалисты разрабатывают новые учебные программы, предполагая, что учебная деятельность будет инструментом формирования мотивации учащихся к физической культуре, и школьники будут заниматься ею не только на учебных занятиях, но и вне уроков. Однако в реальной практике этого не происходит. Наоборот, чем старше класс, тем негативнее отношение учащихся к занятиям физической культурой.
Физическая культура предполагает работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, мировоззрением. Эта сложная система, детерминирующая направленность активности человека, может быть определена как мотивация. Одной из причин того, что происходит снижение мотивации к занятиям физической культурой у школьников, является смещение акцента на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному, эмоциональному и социально-психологическому. Отношения школьников к занятиям физической культурой определяются, во-первых, возможностями данного вида деятельности для процесса самопознания, раскрытия собственных интересов и способностей, более глубокого понимания своей индивидуальности; во-вторых, для самоутверждения в коллективе среди сверстников, в возможности демонстрации тех физических качеств, которые имеют ценность для референтной группы. Таким образом, деятельность учителя по формированию мотивации учащихся начальных классов к занятиям физической культурой будет эффективна тогда, когда реализуется такое педагогическое взаимодействие учителя и учащегося, в котором проявляется самостоятельность и инициативность последнего, его творческая деятельность, максимальное использование его возможностей, сил и способностей.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее эффективной формой внеурочной деятельности, повышающей мотивацию учащихся начальных классов к занятиям физической культурой, будет та, которая сочетает в себе творческую деятельность учащихся, их максимальную вовлеченность, раскрытие их сил и способностей, возможность проявления физических качеств, значимых среди сверстников и применение современных технологий.

ГЛАВА 2. ИГРЫ NERF ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и командного чувства у них. Внеурочная деятельность осуществляется на добровольных началах, её содержание и формы организации определяются с учетом интересов учащихся. Она строится на основе широкой общественной активности школьников при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей и родителей. Педагогическое руководство внеурочной деятельностью носит в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.
Если говорить об использовании современных технологий во внеурочной деятельности, то NERF является брендом игрушечных бластеров, американской компании Hasbro. Все бластеры NERF объединяет общая черта: они стреляют поролоновыми стрелами, а потому безопасны. Бластеры NERF, как показывает мировой опыт, пользуются большой популярностью среди младших школьников и не только.
Проводимые игры с бластерами соответствуют возрасту и подготовленности учащихся, доступны для обоих полов, просты по содержанию, легко объяснимы, интересны и увлекательны. Игры NERF составляются так, чтобы в них были игры с различным содержанием и нагрузкой. У детей младшего школьного возраста необходимо развивать двигательные качества: ловкость, меткость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и прочее. Чтобы ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Все эти необходимые двигательные качества для детей младшего школьного возраста могут развить игры NERF, так как они стимулируют развитие точности, координации движений, быстроты, равновесия, ловкости и наблюдательности, учит концентрировать внимание.
Занятия на внеурочной деятельности с применением бластеров NERF можно проводить как в игровой форме, так и в соревновательной, с большим или малым количеством учащихся, как в спортивном зале, так и на свежем воздухе. Различные подвижные игры с применением мяча или без, можно также проводить с бластерами NERF («Перестрелка», «Метко в цель», «Волки во рву», «Попади в мяч» и т.д.). Игровая деятельность является ведущей, в младшем школьном возрасте, а игры NERF заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие детей в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. И в играх NERF совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Также и соревнования с применением бластеров NERF являются одной из наиболее увлекательных форм внеурочной деятельности, поскольку содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физкультурой, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив. Именно поэтому игры с бластерами NERF являются эффективными для повышения мотивации учащихся начальных классов к занятиям физической культурой и спортом.

ГЛАВА 3. ШКОЛЬНЫЙ ТУРНИР NERF КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ЗАНЯТИМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.

Спортивные соревнования, турниры обладают мощным пропагандистским, воспитательным и образовательным потенциалом, поскольку они осуществляют общекультурные и специфические функции физического воспитания и способствуют проявлению творческих способностей учащихся. Поэтому спортивные турниры рассматриваются в педагогической литературе как «специфическая форма деятельности и самодеятельности людей по удовлетворению потребностей в занятиях физическими упражнениями и активном отдыхе на фоне положительных эмоций». Соблюдение принципов культурологического подхода к процессу организации школьного турнира является необходимым условием, которое способствует переходу школьного турнира из простого развлекательного массового зрелища, в одно из средств физического воспитания.
Физическое воспитание осуществляется в условиях постоянного взаимодействия с партнёрами и соперниками, поэтому нельзя не учитывать социально-психологические закономерности формирования личности школьника. За счет нижеперечисленных приёмов создается здоровая психологическая атмосфера, как на уроках, так и во внеурочной деятельности:
- формирование морально-нравственных качеств личности;
- развитие соревновательных способностей через организацию и проведение эстафет и соревнований;
- воспитание командного духа;
- создание условий для творческой самореализации и проявления значимых для младших школьников физических качеств.
Школьный турнир NERF – яркое, эмоциональное мероприятие. При включении эстафет в спортивном соревновании возрастает эмоциональный фон мероприятия, т.к. зрители принимают активное соучастие в качестве болельщиков команд, их привлекает смелые и решительные действия участников, их различные достижения.
В спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, школьники учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей воспринимать задачи коллектива как свои собственные. Под руководством преподавателя укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды.
В школьных турнирах выделяются следующие задачи:
- пропаганда ФК и спорта;
- выявление желающих заниматься различными видами спорта;
- создание возможности для определения своего уровня физического развития;
- выявление сильнейших спортсменов;
- патриотическое воспитание.
В основе организации и проведения школьного турнира NERF лежат следующие принципы:
- воспитательная направленность;
- массовое вовлечение учащихся к участию в мероприятии;
- свободный выбор учащимися вида занятий;
- соответствие содержания мероприятия его задачам;
- доступность участия в мероприятии с учётом режима школы;
- посильность и соответствие соревновательных упражнений уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся;
- безопасность участников соревнований, судей и зрителей;
- стимулирование активности и творческой инициативы учащихся;
- наглядность и воспитательный характер мероприятия, заключающейся в чёткости и красочности его проведения, ритуала открытия и закрытия, в объективности определения результатов участников, в своевременном подведении итогов и награждении участников.
В ходе педагогического эксперимента 20 ноября 2015 года был проведен школьный турнир NERF с целью изменить привычное представление о физкультуре и тем самым способствовать повышению мотивации учащихся начальных классов к занятиям физической культуры. Для учеников младших классов были приготовлены увлекательные и активные развлечения и специально разработанные сценарии спортивной игры совместно с профессиональной командой аниматоров. А в основе игр безопасные бластеры NERF. Во время проведения турнира у детей наблюдалось положительное изменение эмоционального фона. В процесс были вовлечены не только участники турнира, но и дети, которые активно поддерживали и переживали за своих товарищей. По итогам школьного турнира каждый участник получил флайер с личным кодом на получение 500 звёзд: впоследствии их можно обменять на бластеры. Сразу после проведения турнира была получена обратная связь от учеников в устной форме, в которой они обозначили, что им понравились такие уроки физкультуры и они хотели бы принимать участие в школьных турнирах NERF и в дальнейшем. А результаты проведенного анкетирования в электронной форме данную обратную связь подтвердили и укрепили мнение о востребованности данного мероприятия.
По данным опроса, проведенного в форме анкетирования, среди учащихся 1-4 классов были получены следующие результаты.
На вопрос: «Нравятся ли тебе уроки физкультуры в школе?» положительно ответили 95% учащихся, отрицательно не ответил никто, выбрали другой вариант – 5%.
На вопрос: «Занимаешься ли ты в спортивных кружках и секциях в школе?» дали положительный ответ 36% респондентов, отрицательный – 63%, «другое» назвал 1% учащихся.
На вопрос: «Чем бы ты хотел(а) заниматься на спортивных кружках в школе?» были получены такие данные: футбол назвали 47% опрошенных, баскетбол – 20%, лёгкую атлетику – 23%, гимнастику – 5%, танцы – 5%.
На вопрос: «Знаешь ли ты, что такое NERF (Нёрф)?» положительно ответили 99% респондентов, отрицательно – 0%, другое указал 1% младших школьников.
На вопрос: «Хотел(а) бы играть в NERF на спортивном кружке в школе?» ответили положительно 83% учеников, отрицательно – 11%, выбрали другое 6%.
На вопрос: «Хотел(а) бы ты участвовать в ежегодных школьных турнирах NERF?» дали положительный ответ 98% опрашиваемых, отрицательно не ответил никто, назвали другое – 2%.
Анализ общероссийского опыта внедрения подобных форм внеурочной деятельности, а также результаты, полученные в ходе эксперимента с младшими школьниками на уроках по физической культуре на базе «Лицея №23» в г. Мытищи, установлено, что школьный турнир NERF как форма внеурочной деятельности по физической культуре обладает огромным потенциалом для развития и совершенствования физических и некоторых духовных качеств. В результате чего выявлена обоснованная потребность систематизировать существующий опыт по подготовке и проведению школьного турнира NERF.
ВЫВОДЫ

В рамках данного проекта выявлено и установлено, что в настоящее время система физического воспитания школьников ориентирована в основном на выполнение нормативов физической подготовленности, она не всегда учитывает интересы и потребности учащихся. В результате значительная часть учащихся имеет негативное либо безразличное отношение к физической культуре. Одной из причин того, что происходит снижение мотивации к занятиям физической культурой у школьников, является смещение акцента на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному, эмоциональному и социально-психологическому. Поэтому наиболее эффективной формой внеурочной деятельности, повышающей мотивацию учащихся начальных классов к занятиям физической культурой, будет та, которая сочетает в себе творческую деятельность учащихся, их максимальную вовлеченность, раскрытие их сил и способностей, возможность проявления физических качеств, значимых среди сверстников и применение современных технологий.
Игры с бластерами NERF являются одним из ярких примеров и возможностей для реализации этой потребности. Они соответствуют возрасту и подготовленности учащихся, доступны для обоих полов, просты по содержанию, легко объяснимы, интересны и увлекательны. Игры NERF составляются так, чтобы в них были игры с различным содержанием и нагрузкой. Могут развивать необходимые двигательные качества для детей младшего школьного возраста, так как стимулируют развитие точности, координации движений, быстроты, равновесия, ловкости и наблюдательности, учит концентрировать внимание. А поскольку игровая деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, а игры NERF заставляют думать, ребенку предоставляется возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие детей в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества, совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Именно поэтому игры с бластерами NERF являются эффективными для повышения мотивации учащихся начальных классов к занятиям физической культурой и спортом.
Спортивные соревнования, турниры, в свою очередь, обладают мощным пропагандистским, воспитательным и образовательным потенциалом, поскольку они осуществляют общекультурные и специфические функции физического воспитания и тоже способствуют проявлению творческих способностей учащихся. В спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, школьники учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей воспринимать задачи коллектива как свои собственные. Школьный турнир NERF – яркое, эмоциональное мероприятие. Что и подтвердили результаты нашего педагогического эксперимента: у детей наблюдалось положительное изменение эмоционального фона, в процесс были вовлечены даже дети, которые не принимали непосредственное участие, но активно поддерживали и переживали за своих товарищей.
Сразу после проведения турнира была получена обратная связь от учеников в устной форме, в которой они обозначили, что им понравились такие уроки физкультуры и они хотели бы принимать участие в школьных турнирах NERF и в дальнейшем. А результаты проведенного анкетирования в электронной форме данную обратную связь подтвердили и укрепили мнение о востребованности данного мероприятия. Кроме того, в результате систематизации общероссийского опыта внедрения подобных игровых турниров во внеурочную деятельность учащихся младшего школьного возраста, установлено, что школьный турнир NERF обладает огромным потенциалом для развития и совершенствования физических и некоторых духовных качеств. Так, были найдены возможности повышения мотивации учащихся начальных классов к занятиям физической культурой через внеурочную деятельность. И мы пришли к выводу о том, что существует обоснованная потребность систематизировать существующий опыт по подготовке и проведению школьного турнира NERF.


Автор проекта: Кондратьева М.А. http://infourok.ru/user/kondrateva-mariya-aleksandrovna


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/articles/578365/
Штаб-квартира Нёрф http://nerfrussia.ru/categories/modulus/blasters
Игры Нёрф http://www.hasbro.com/ru-ru/brands/nerfrebelle/games
Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста http://www.magma-team.ru/kursovye-i-diplomnye-raboty-po-fizicheskoy-kulture/osobennosti-fizicheskogo-vospitaniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta
Физкультура http://fizkult-ura.ru/sci/physical_culture/4
Молодой учёный http://www.moluch.ru/archive/44/5379/
Педпортал http://pedportal.net/starshie-klassy/fizkultura-i-sport/formirovanie-motivacii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-u-mladshih-shkolnikov-388635
Повышение мотивации к занятиям физической культурой средствами спортивных игр http://bibliofond.ru/view.aspx?id=587751

Категория: Мои файлы | Добавил: fizruk | Теги: Школьный турнир NERF, внеурочная деятельность, физическая культура в начальных кла, Физическая культура, интерес к занятиям физической культ
Просмотров: 225 | Загрузок: 154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar